Код запчасти:
Срок поставки:
Сортировать:
Режим поиска:
 

Система охлаждения

Для чего нужна система охлаждения в автомобиле? Дело в том, что для обеспечения нормальной работы двигателя, необходим комфортный тепловой режим. При интенсивной работе двигателя, температура в его цилиндрах достигает очень высоких показателей,  поэтому он нуждается в охлаждении. Устройства, которые призваны отводить тепло от двигателя и обеспечивать поддержание теплового состояния в допустимых пределах, называют системой охлаждения.

88ce74fc2e9d1b50-main

Система охлаждения двигателя: 1 – шланг подвода жидкости к насосу; 2 – водяной насос; 3 – отводящая трубка радиатора отопителя; 4 – подводящий патрубок радиатора отопителя; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 – электровентиляторы системы охлаждения; 7 – пробка; 8 – опора радиатора; 9 – кронштейн; 10 – верхний кожух радиатора; 11 – радиатор; 12 – нижний кожух радиатора; 13 – паровоздушный шланг расширительного бачка; 14 – подводящий шланг радиатора; 15 – термостат; 16 – отводящий шланг радиатора; 17 – жидкостный шланг расширительного бачка; 18 – расширительный бачок 

Система охлаждения двигателя предупреждает преждевременный износ оборудования, ведь при недостаточно хорошем отводе тепла, двигатель перегревается и теряет свои качества. Что может произойти, если  работа системы охлаждения нарушена? Недостаточное охлаждение двигателя может привести к увеличению расхода топлива, износу деталей из-за  недостаточной смазки (она чрезмерно выгорает), к тому же сам двигатель не сможет развивать нужную скорость.

Количество теплоты, которое должна отводить действующая система охлаждения зависит от мощности авто, режимов работы двигателя. Если двигатель будет чрезмерно охлаждаться, то это вызовет изменение вязкостных свойств масла, что также снизит мощность двигателя и экономичный расход топлива. Оптимальный тепловой режим, который следует поддерживать системе охлаждения – это 85—95 °С (независимо от нагрузки).

Для современных поршневых двигателей возможно применение жидкостного или воздушного охлаждения. Воздушное охлаждение – охлаждение двигателя возможно благодаря функционированию многолопастного вентилятора, который отводит излишнюю теплоту. В воздушной системе охлаждения нет радиатора, насоса, её конструкция проста. Такая система проста и в обслуживании,  не массивна и не имеет таких сложностей как жидкостная, в которой в зимний период возможно замерзание воды.   Но на автомобильных двигателях распространение получила именно жидкостная система охлаждения. Она эффективно обеспечивает пуск двигателя при низких температурах и создает меньший шум при работе.

Жидкостное охлаждение – применяется в современных транспортных средствах, охлаждающие элементы – антифриз, вода, тосол. Охлаждающая система состоит из:

  • рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров;
  • термостата;
  • насоса (помпа);
  • радиатора;
  • расширительного бачка радиатора;
  • вентилятора;
  • соединительных патрубков и шлангов

Рубашка охлаждения имеет множество каналов, по которым циркулирует, перемещается жидкость. Для того чтобы охлаждающая жидкость могла перемещаться, требуется насос, который заставляет её двигаться. В жидкостной системе охлаждения есть термостат, который предназначен для   поддержания теплового режима, оптимального для принятых условий эксплуатации. Если двигатель холодный, как это обычно бывает при запуске, термостат закрыт и жидкость перемещается только мо малому кругу, чтобы сократить время прогрева.

По достижении температуры выше 80—85 °С, автоматически открывается термостат и часть охлаждающей жидкости попадает в радиатор. По большому кругу жидкость направляется для циркуляции при достижении высоких температур – это в этом случае термостат открывается полностью. Вот так, в зависимости от режима  эксплуатации и условий работы, функционирует термостат – по малому кругу для быстрого прогрева двигателя,  и по большому – во избежание перегрева, в жаркие сезоны года.

Радиатор установлен в передней части отсека, служит для охлаждения жидкости за счет потока встречного воздуха. Состоит радиатор из множества перепонок, трубок и каналов. Такая конструкция радиатора позволила увеличить объем охлаждающейся жидкости.  Расширительный бачок радиатора обычно изготавливают из пластмассы, через него заливается охлаждающая жидкость. Но кроме этого предназначения расширительный бачок выполняет важную задачу – компенсирует при нагревании и охлаждении изменение давления и объема жидкости в системе.

В системе охлаждения применяется 2 типа вентиляторов: постоянный и периодически включающийся электровентилятор. Второй тип вентилятора включается тогда, когда температура жидкости для охлаждения достигает 100°С. Соединительные патрубки, шланги, нужны для того, чтобы соединять рубашки охлаждения двигателя с насосом, радиатором, термостатом.

Правила технического обслуживания системы охлаждения

Для нормального функционирования системы охлаждения рекомендуется соблюдать несколько простых правил, которые помогут избежать ошибок, приводящих к поломкам оборудования. Прежде всего, начинающий автолюбитель должен запомнить, что проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке нужно обязательно. Если владелец авто заметит утечку, ему необходимо обратиться к специалистам, чтобы найти причину снижения уровня.

В теплое время года автомобилисты используют обыкновенную воду для охлаждения и нужно своевременно её сливать перед наступлением холодов, чтобы не допустить замерзания воды в системе. При низких температурах заливают незамерзающую жидкость. Специалисты рекомендуют заливать незамерзающую жидкость в течение всего года.

 Перегрев двигателя – это всегда неприятности для водителей, они вынуждены останавливаться в дороге, чтобы решить возникшую проблему. Зачастую водитель открывает пробку радиатора, забывая или не зная о том, что делать этого нельзя. Находящаяся под давлением жидкость может выстрелить и нанести ожоги находящимся вблизи людям.

Перегрев двигателя может возникать при неисправности термостата или при слабом натяжении ремня вентилятора, поэтому выдвигаясь в продолжительный путь, рекомендуется провести тщательный осмотр авто на предмет поломок. Также очень желательно брать запасной ремень помпы, так как без него охлаждающая система работать не будет, а это приведет к выходу из строя двигателя.

Насторожить водителя должны и капли жидкости на масляном щупе. Это может сигнализировать о том, что произошло повреждение прокладки головки блока цилиндров. Продолжать эксплуатацию авто в этом случае нецелесообразно, так как охлаждающая жидкость, попавшая в масляный поддон, нарушит состав смазки. А это только ускорит преждевременный износ деталей двигателя.